о курсе  |  основы курса  |  календарный план  |  формы отчетности  |  семинарские занятия  | 
 | электронное тестирование  |  списки литературы  |  ведомости  |  материалы  |



Бак Дмитрий Петрович,
Галиева Жанна Георгиевна,
Центр новейшей русской литературы
Института филологии и истории РГГУ

Дидактические основы курса по истории русской литературы 1985-2005 гг.
опыт Центра новейшей русской литературы РГГУ

Курс новейшей русской литературы введен в систему подготовки студентов-филологов Института филологии и истории РГГУ в 2004-м году. Обычно студенты осваивают историю русской и мировой литературы от древности до ХХ века последовательно, период за периодом. До литературы наших дней они доходят лишь к 5-му курсу, когда уже определены и выбраны стратегии их дальнейшего научного или профессионального пути. Однако именно свободная ориентация в современной культуре дает шанс студентам-филологам преодолеть мучительный для многих из них разрыв между академическим образованием и овладением профессией. Таким образом, именно «подключенность» к современности дает студентам-филологам наиболее реальные перспективы успешной социализации. Поэтому курс по новейшей русской литературе предлагается студентам уже на 1-м году обучения, таким образом, в их сознание, условно говоря, Гомер, протопоп Аввакум и Владимир Маканин входят одновременно.

Перед преподавателями, ведущими курс, стоят следующие задачи. Во-первых, восстановить неизвестную для студентов фактуру изучаемого периода (имена, понятия, феномены, факты) — то есть осуществить контакт поколений, расшифровать для сегодняшних студентов реалии и социокультурные коды, очевидные для авторов и читателей литературы недавнего прошлого. Во-вторых, кроме ознакомления с фактурой необходимо предложить определенную методологию ее анализа, а также предложить понятийный аппарат, адекватный материалу.

Важнейшей дидактической проблемой курса является проблема исследовательской дистанции, обусловленная спецификой предмета. «Актуальная словесность» — это фундаментальное понятие курса, акцентирующее в изучаемом предмете его принципиальную незавершенность. Между современным текстом и читателем не стоит никакого авторитетного мнения, определяющего значение текста для последующей истории литературы. Поэтому в поле зрения исследователя попадают все актуализованные в современном культурном контексте литературные явления — например, переводная или массовая литература, рок-поэзия и др. Принципиальное отличие актуальной словесности от изучаемой в других курсах классической, то есть уже оцененной и завершенной, литературы — это возможность ответной реакции со стороны ее участников и творцов. Незавершенность влечет за собой отсутствие дистанции: изучение актуальной словесности оказывается равным участию в нем. Поэтому так важно четко сконструировать позицию субъекта освоения курса. Здесь существуют две крайности: он может быть либо исследователем, либо участником. Однако важно учитывать и совмещать обе эти позиции: непосредственную читательская реакция и терминологически строгая позиция исследователя.

Основу методологии курса составляет корпус понятий, разработанных в немецкой рецептивной эстетике, а также в русском формализме. Так, особенно продуктивно в курсе используется понятие «горизонт ожидания», введенное Х. Яуссом. Исходя из того, что литературный текст начинает функционировать только в социальном циркулировании, то есть при его восприятии читателями, мы стремимся воссоздать эпоху, горизонт чтения участников литературных событий, которые происходили в последние десятилетия. Мы должны отключиться от избытка зрения, который возникает в настоящем по отношению к прошлому, отказаться от точки зрения человека, который уже знает, что потом из всего этого вышло. Мы реконструируем горизонт чтения и горизонт литературного ожидания современников, отождествляя себя с участниками литературного процесса 1960-1980-х гг.

При изучении актуальной словесности не менее продуктивна работа с понятиями, введенными Ю. Тыняновым, Б. Эйхенбаумом и Ю. Лотманом, — «литературный быт», «литературное (культурное) поведение», «литературная репутация». Они позволяют устанавливать границу литературного и внелитературного рядов, говорить о современной литературе и как о корпусе текстов, и как о совокупности литературных институций, и как о пересечении стратегий литературного поведения ее творцов и участников. В центре внимания курса оказываются не только писатели, но и такие сферы современной культуры, как издательское дело, литературное и филологическое образование, книготорговля, журналистика и т.д. Также при обращении к тем или иным современным авторам внимание уделяется не только их текстам, но и контексту их появления, ожиданиям критиков, литературной репутации авторов.

Хронологические рамки курса — 1985-2005 годы, однако верхняя граница постоянно изменяется в соответствии со спецификой изучаемого периода, продлеваясь до настоящего момента. В качестве нижней границы выбран 1985 г. — год перелома, начала разрушения советской литературы как социального института. Это одна из основных тем курса, обозначаемая как событие «смещения / слома иерархий». Она рассматривается во множестве аспектов: события вокруг Союза писателей СССР и других творческих союзов; «возвращенная литература»; изменение функций «толстых журналов»; трансформация литературно-эстетических позиций крупных писателей в эпоху перелома; формирование новых литературных объединений и т. д.

Однако при этом нижняя граница оказывается достаточно размытой, так как момент возникновения актуальной словесности трудноуловим, неотделим от предыстории. Значительное внимание в курсе уделяется собственно советской литературе, так как для понимания глобальности изменений, означивших начало изучаемого периода, необходимо понимать, какова была норма периода предыдущего. Поэтому в курсе находится место для обсуждения 60-х и 70-х годов, особенно в аспекте формирования таких типов литературного поведения, как литератор официальный, андерграундный и диссидентский. Также зачастую подробные экскурсы в прошлое необходимы для введения во многие другие основные темы курса. Например, обсуждение русского постмодернизма конца 80-х гг. невозможно без детального анализа главных его пратекстов, написанных в конце 60-х гг.: поэмы «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева, романов «Школа для дураков» Саши Соколова и «Пушкинский дом» Андрея Битова. Тем более невозможно сориентироваться в многообразии творческих направлений в современной поэзии без учета опыта русской поэзии ХХ века в целом. Поэтому каждая тема курса неизбежно предлагается в динамическом освещении. К основным проблемам курса также можно отнести анализ развития современных форм репрезентации текста (толстые журналы, Интернет, издательские проекты) и дискурс о современной литературе (особое внимание уделяется различным жанрам и стратегиям современной критики).

Если говорить о возможности вторичной периодизации, основанной на фактах политической истории страны, то можно предложить следующее разделение: с 1985 г. (после провозглашения гласности) начинается посттоталитарный период, с 1991 г. (после кратковременного запрета деятельности компартии) — посткоммунистический, с 1993 г. (после замены Верховного Совета Государственной Думой) — постсоветский. Возможны и другие принципы периодизации, например, выделение этапов развития современной литературе в соответствии со сменой доминирующих форм репрезентации текста. Так, например, можно увидеть начало нового этапа в 1997 г., когда создание Интернет-проекта «Журнальный зал» кардинально изменило соотношение форм репрезентации современной литературы.

Специфика изучаемого предмета и позиции субъекта освоения курса определяют дидактические установки курса. Монологическое изложение курса в ситуации работы с незавершенной и окончательно не оцененной литературой никак не может быть доминирующей дидактической формой. Оно сохранено лишь в виде «стартовой версии» курса. Это та информация, которую преподаватель передает студенту в начале курса, — календарный план лекций и семинаров, списки обязательной научной, критической и художественной литературы, конспекты лекций («скрипты»). Функция стартовой версии курса — представить студентам некоторый минимум информации о периоде (по принципу «немного обо всем»), на которой можно продемонстрировать основные методологические моменты курса и которая организуется определенным образом для создания целостной картины. Это поможет слушателям легче сориентироваться в постоянно пополняющемся массиве литературных событий и явлений.

Однако не менее важна другая дидактическая форма — это «индивидуальное расширение» курса, иначе говоря, информация, полученная студентом в ходе самостоятельной работы. Каждый студент проходит курс по «индивидуальной траектории», которую он выбирает сам. Это значит, что из любой точки стартовой версии он может отклониться в сторону интересующей его проблематики и начать осваивать ее углубленно в автономном от преподавателя режиме по принципу «все о немногом». Такие диалогические отношения преподавателя и студента заложены в основу курса. В итоге каждый студент получает собственную версию курса.

Также в курсе предусмотрена «динамическая модель», в рамках которой информация направляется от студента к курсу. Это значит, что лучшие результаты индивидуальных проектов студентов могут быть введены в стартовую версию курса (например, дополнения к календарному плану курса или к спискам литературы и источников) или помещены на сайт с электронной версией курса, для того чтобы студенты следующего года обучения могли учиться на работах своих предшественников.

Такое многообразие взаимодействующих моделей освоения курса обусловливает принципиальное разнообразие форм отчетности. В соответствии с установкой на «индивидуальную траекторию» из большого количества различных форм каждый студент может составить собственный «комплект», позволяющий ему получить необходимое для зачета количество баллов по курсу.

«Индивидуальное расширение» реализуется в форме индивидуальных проектов четырех типов. В рамках методического проекта предлагается самостоятельно сформулировать дополнительные разделы курса — с комментарием, отвечающим на вопрос, почему целесообразно включить в курс данный дополнительный раздел. Библиографический проект заключается в составлении аннотированного библиографического списка по некоторой теме (проблеме), не освещавшейся подробно на лекциях или семинарах. Это может быть список критических и научных работ о каком-то авторе, об одном произведении, событии, о литературной группе или подборка материалов по одной критической полемике. Аналитический проект представляет собой развернутый анализ (возможно, в жанре рецензии) как художественных произведений (написанных после 1985 г.), так и научных или критических текстов. Экслюзивный проект — это самостоятельно разработанный (студентом или группой студентов) и проведенный семинар по теме. Подготовка состоит из 4-х этапов: выбора темы (из не освещавшихся подробно на лекции или семинаре); составления списка источников и литературы; разработки плана занятия и его реализации на семинаре. Подобная работа оценивается максимально высоко и, как правило, обеспечивает ее исполнителям автоматический зачет по курсу.

Тот же принцип альтернативности соблюдается даже в таком важном элементе «стартовой версии» курса, как список обязательной художественной литературы. Список состоит из определенного числа позиций, по каждой из которых можно выбрать один из двух или более предложенных текстов. Как правило, в каждой позиции представлены тексты, сопоставимые по своему значению.

Есть еще одна группа форм отчетности. В рамках курса студентам предлагается освоить жанр репортажа о литературном мероприятии — авторском вечере, презентации, театральной постановке современной пьесы и т. д. При подготовке репортажа студенты параллельно осваивают работу с фото- и аудиоматериалами, учатся разрабатывать и проводить интервью с современными литераторами. Такая работа соответствует установке курса на актуальность и незавершенность современной литературы, творящейся на наших глазах. Учебный процесс не может обойтись без элементов прямого «полевого» наблюдения за процессом литературным.

Слушатели курса также могут участвовать в актуальных проектах, реализуемых Центром новейшей русской литературы. Так, например, написание эссе о современном романе в рамках конкурса премии «Студенческий Букер» дополнительно оценивается зачитываемыми в курсе баллами.

Необходимо специально учитывать, что новейшая русская литература преподается именно первокурсникам. Поэтому задачи курса не могут быть решены без учета более общих задач и вопросов, неизбежно встающих перед вчерашними школьниками. Так, первокурсники, как правило, недостаточно владеют навыками научной речи. Для разработки этих навыков применяются различные виды работы, несущие, разумеется, и серьезную содержательную нагрузку.

Например, не только для отработки содержательных моментов курса, но и для постановки письменной научной речи чрезвычайно эффективным оказалось так называемое «электронное тестирование». После лекции студенты получают 2 вопроса по материалам будущей лекции и в течение недели отсылают ответы по электронной почте преподавателю. Часть вопросов предполагает аналитическое воспроизведение источников, другие вопросы ориентированы на аргументированное изложение собственной позиции.

Серьезным испытанием для студентов становится написание письменных работ большего объема, например, эссе о литературном произведении. Для подготовки к такой работе необходимо проведение индивидуальных консультаций с преподавателем, особенно на этапе выбора темы. При выборе книги преподаватель помогает студенту определиться с предпочтениями.

Устная диалогическая научная речь отрабатывается в рамках дискуссий на семинарских занятиях. Для постановки монологической устной речи очень полезны небольшие доклады-презентации на семинарском или лекционном занятии. Интересные результаты дали занятия, полностью посвященные докладам студентов, — помимо индивидуальных результатов, можно говорить о достижении результата коллективного — слушатели курса практически обучали друг друга, делясь полученной ими в рамках самостоятельной работы информацией.

Для вчерашних школьников особенно неожиданным оказывается отсутствие окончательной оценки произведений, авторов, явлений современной литературы. Именно при изучении нашего курса студенты впервые задаются вопросами самого общего характера: что такое литература, как оценивать качество произведения, как соотносится интерпретация текста и авторский замысел, что такое «классика» и что именно остается в истории литературы. Это приближает их к вопросу об этической позиции филолога. Ясно, что в курсах по древнерусской или античной литературе дело обстоит иначе: изучаемые в этих курсах произведения уже экспертно оценены, маркированы как «классические», а потому их качество и место в истории бесспорно. Произведения новейшей русской литературы, с одной стороны, еще являются объектами критических полемик, с другой стороны, настолько не похожи на ту литературу, на которой первокурсники воспитаны (то есть на русскую литературу XIX — начала ХХ вв.), что сильная эмоциональная реакция на непонятное и непривычное побуждает студентов ставить острые проблемные вопросы или даже ставить под сомнение необходимость изучения тех или иных произведений и авторов. Также особенно остро при этом проявляется склонность студентов-первокурсников отождествлять образ автора, лирического героя с автором биографическим, а также этически оценивать содержание произведения, не учитывая специфику художественного текста по сравнению с жизненным материалом.

Данные обстоятельства только подчеркивает необходимость максимально продуманной дидактической стратегии у преподавателей, ведущих курсы по новейшей русской литературе.