«Букеровский роман — искушение массовостью»

13 октября в «Профессорской» аудитории РГГУ состоялась Ежегодная Букеровская конференция, организованная фондом «Русский Букер» (совместно с Центром новейшей русской литературы ИФИ РГГУ). РГГУ в третий раз принимает Букеровские конференции: в 2004 году на заглавный вопрос конференции («Роман ли то, что я пишу?») отвечали Людмила Улицкая, Марина Вишневецкая и другие известные прозаики, в 2006 году в рамках конференции «Студенчество и современный роман: опасные связи?» объединились представители жюри премий «Русский Букер» и «Студенческий Букер».

На Букеровской конференции-2008 была предложена тема — «Букеровский роман — искушение массовостью», бурно обсуждавшаяся в ходе прошлого премиального сезона, когда в финал премии «Русский Букер» попал «политический детектив» «Бог не играет в кости» Алекса Тарна. Свое видение этой проблемы представили участники конференции: прозаик Александр Кабаков (председатель Букеровского жюри 2006 года), прозаик и сценарист Алексей Слаповский (многократный номинант на Букеровскую премию), телеведущий, критики и прозаик-дебютант Александр Архангельский, критик и также начинающий прозаик Мария Елиферова, критик Валерия Пустовая, поэт и исполнительный директор фонда «Русский Букер» Алексей Алехин. Конференцию вел литературный секретарь премии «Русский Букер» Игорь Шайтанов, профессор РГГУ.

Александр Кабаков выступил как сторонник четкого разграничения и отделения литературы массовой от литературы «высокой», считая наметившееся в последние годы их смешение угрозой для нормального развития русской литературы. Алексей Слаповский рассказывал о том, как уживаются в одном человеке автор некоммерческой прозы и сценарист коммерческого популярного кино. Мария Елиферова поделилась собственным опытом начинающего прозаика, столкнувшегося с извечной потребностью рецензентов расставить жанровые ярлыки. Она ввела в обсуждение понятие «формата» в литературе, заметив, что форматная и неформатная литературы — сообщающиеся сосуды, и, по известному физическому закону, сейчас форматная литература захватывает все новые области литературного процесса, потому что все уменьшается давление «сверху», со стороны элитарной литературы. Эту тему развил и Александр Архангельский, подчеркнувший, что во многом феномен гиперуспешности отдельных авторов отечественной массовой литературы объясняется тем, что они работают на территории, безответственно покинутой авторами «высокой» литературы. Валерия Пустовая предложила критерием разделения массовой и «высокой» литературы считать творческую индивидуальность автора — насколько искренен текст, насколько автор отказывается от нечистоплотных попыток манипулировать читателем ради честного творческого раскрытия волнующей его проблематики. Алексей Алехин напомнил, что в русской литературе всегда чувствовалась определенная нехватка качественной беллетристики, поэтому «высокой» и «массовой» литературам приходится контактировать напрямую, без смягчающих эти крайности посредников.

В заключение участники обменялись краткими мнениями о финалистах премии «Русский Букер — 2007». Лауреат премии «Русский Букер» станет известен 3 декабря.