Описание проекта |  Тематический план  |  Библиографическая база|

Вопросы к художественным текстам |  Задания к сеансам электронного тестирования  | 

Планы семинарских занятий | Контрольные вопросы | 


Описание проекта




Цели и задачи проекта

Интерактивный модуль выступает в качестве методического сопровождения курса «Новейшая русская литература», который читается в Институте филологии и истории специалистам-филологам 1-го курса и бакалаврам-филологам направления «Новейшая русская литература: творческое письмо»(для последних курс является профильным, играя роль введения в специальность).
Формат интерактивного модуля является наиболее отвечающим специфике предмета – современной русской литературы или «актуальной словесности». Понятие «актуальная словесность» является основным понятием учебного курса и отражает различие позиции исследователей литературы устоявшегося прошлого и текущей литературы, незавершенной, продолжающейся, дающей возможность исследователю стать ее участником. На первый план в учебном курсе выходит анализ проблемы исследовательской дистанции.
В свою очередь, специфика изучаемого предмета и позиции субъекта освоения курса определяют дидактические установки курса. Монологическое изложение курса в ситуации работы с незавершенной и окончательно не оцененной литературой никак не может быть доминирующей дидактической формой. Оно сохранено лишь в виде «стартовой версии» курса, а именно в обычной программе курса, которую студент получает от преподавателя в начале курса, — в нее входят календарный план лекций и семинаров, списки обязательной научной, критической и художественной литературы, описание форм отчетности и контрольные вопросы. Основой «стартовой версии» является собственно курс лекций. Функция стартовой версии курса — представить студентам некоторый минимум информации о периоде (по принципу «немного обо всем»), на которой можно продемонстрировать основные методологические моменты курса и которая организуется определенным образом для создания целостной картины. Это поможет слушателям легче сориентироваться в постоянно пополняющемся массиве литературных событий и явлений. Однако не менее важна другая дидактическая форма — это «индивидуальное расширение» курса, иначе говоря, информация, полученная студентом в ходе самостоятельной работы. Каждый студент проходит курс по «индивидуальной траектории», которую он выбирает сам. Это значит, что из любой точки стартовой версии он может отклониться в сторону интересующей его проблематики и начать осваивать ее углубленно в автономном от преподавателя режиме по принципу «все о немногом». Такие диалогические отношения преподавателя и студента заложены в основу курса. В итоге каждый студент получает собственную версию курса.
Также в курсе предусмотрена «динамическая модель», в рамках которой информация направляется от студента к курсу. Это значит, что лучшие результаты индивидуальных проектов студентов могут быть введены в стартовую версию курса (например, дополнения к календарному плану курса или к спискам литературы и источников) или помещены на сайт с электронной версией курса, для того чтобы студенты следующего года обучения могли учиться на работах своих предшественников. Максимальные возможности именно для «индивидуального расширения» курса призван обеспечить интерактивный модуль «Новейшая русская литература»  
 

Актуальность проблемы

Разработка диалогических дидактических моделей – один из приоритетов развития учебно-методической работы в РГГУ, в том числе в ИФИ. Регулярно издаются учебно-методические модули серии «Я иду на занятия», организуются научные семинары по проблемам преподавания учебных курсов, активно внедряются технические средства обучения. Интерактивный учебно-методический модуль «Новейшая русская литература» - еще один шаг в этом направлении, с собственной оригинальной концепцией и технологическим решением.  
 

Современное состояние исследований по данной проблеме

Долгое время единственным учебным пособием по тематике курса являлся учебник Н. Лейдермана и М. Липовецкого «Современная русская литература (1950-1990-е гг.), многократно переиздававшийся. В последние годы появились качественные учебные пособия с элементами методических материалов (тематическими списками литературы, контрольными вопросами), созданные в РГПУ им. Герцена коллективом сотрудником под руководством С.И. Тиминой, например: Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI в.): Уч. пособ. - СПб.-М., 2005.
Однако неизбежно подобного рода учебные пособия превращаются в сборники научных статей – многие явления и имена остаются за кадром, принципы отбора материалы могут быть оспорены. Очевидным образом, даже очень хороший учебник не может совладать со спецификой материала, продолжающего расти и меняться – в текущем литературном процессе каждое новое событие или произведение может полностью поменять всю картину восприятия отдельного автора или целого направления, тенденции развития. Только гибкая форма интерактивного модуля, рассчитанного на постоянное обновление и встраивание в него все новых фрагментов в любой точке, способна адекватно отразить специфику такого изменчивого материала.  
 

Методы и подходы к решению поставленных задач

Данный проект основан на активном привлечении к работе по созданию интерактивного модуля студентов 1-3 курсов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Филология», специализации «Новейшая русская литература: творческое письмо» - то есть студентов как проходящих курс в настоящее время, так и уже его освоивших, – в модуль могут войти результаты их самостоятельной работы в рамках прохождения курса. Таким образом, реализуется принцип интерактивности и динамичности – студенты обучают друг друга, все, что делается по курсу, в том числе и результаты работы студентов, затем встраивается в сам курс.
При этом студенты будут привлекаться не только в техническом плане – выполнять задачи, уже сформулированные и поставленные перед ними руководителем проекта (например, искать и оцифровывать научную литературу и источники по определенной теме), но и в концептуальном – они получат возможность придумывать самостоятельно формулировки заданий в рамках заданного формата, а также создавать новые форматы и жанры учебных заданий.  
 

Научная новизна проекта

Новизна этого проекта – в оригинальной дидактической концепции, направленной на максимальное расширение возможностей для самостоятельной работы студентов и выборе индивидуальной траектории прохождения курса, а также в технологическом решении, позволяющем максимально привлечь к созданию модуля студентов.  
 

Возможность внедрения результатов проекта в учебный процесс

Модуль будет максимально внедрен в учебный процесс – каждый студент, начинающий осваивать курс «Новейшая русская литература», получит доступ ко всем позициям модуля, в том числе защищенным паролем. Модуль также облегчит работу студентам, желающим самостоятельно освоить курс «Новейшая русская литература», - например, студентам заочной формы обучения или учащимся иностранных вузов, имеющих партнерские отношения с РГГУ или ИФИ РГГУ.
Первый этап проекта будет тесным образом связан с библиографической практикой студентов-бакалавров 2-го курса – у них будет возможность в качестве одного из вариантов прохождения практики выбрать выполнение «библиографических проектов», т.е. участвовать в создании расширенной версии библиографии к курсу, в рамках работы по созданию интерактивного модуля.